Современный мегаполис трудно представить без метро. Этот вид транспорта, пожалуй, больше всех подходит для городской среды. Для миллионов жителей он ежедневно становится быстрым и удобным способом добраться до работы. В мире существует 201 система метрополитена. Сколько из них находятся в России?
Содержание:
Города России с функционирующим метро
Сегодня в нашей стране в 7 городах есть метро. Также к этому списку прибавляют Волгоград, где некоторые участки линии скоростного трамвая заложены под землей, но большая часть сети все-таки находится на поверхности. Практически все системы были построены и открыты в советский период, но значительно изменились с тех времен. Вот в каких городах России можно прокатиться на метро.
https://youtu.be/tOmd6ktv73w
Москва
Первый отечественный метрополитен был открыт, разумеется, в столице. Это произошло в 1935 году. Первая подземная линия шла от Сокольников до Парка культуры. В настоящий момент это самое большое метро в России — и оно продолжает развиваться вместе с городом. Система растянулась более чем на 400 км и насчитывает 250 действующих станций, а суточный пассажиропоток достигает 7 миллионов человек.
Санкт-Петербург
Вторым городом с метро стал Санкт-Петербург (тогда еще Ленинград). В изначальном плане спроектировали 34 станции, которые построили к лету 1941. Запустить первую линию в срок помешала война, но уже в ноябре 1955 года состоялось торжественное открытие. В данное время насчитывает уже 72 станции. Санкт-петербургский метрополитен — самый северный в России и почти самый глубокий в мире. По этому параметру он уступает лишь северокорейскому. Более 80% всей сети находится на глубине от 22 м. Рекордсменом является «Адмиралтейская», расположенная на 86 м от поверхности.
Екатеринбург
Екатеринбургский метрополитен имеет сразу несколько особенностей. Это последнее метро, открытое в советский период — 27 апреля 1991 года. Также оно является самым коротким в стране — всего 9 станций на 13 км. Развитие сети в настоящий момент приостановлено.
Казань
Самый молодой метрополитен Российской Федерации. Его проекты создавали еще в СССР, но мечта горожан осуществилась только в 2005 году. Сейчас он состоит из одной линии в 11 станций, но в планах есть и вторая. Все надписи дублируются на русском и татарском языках, а в указателях к ним добавлен английский.
Нижний Новгород
Третьим городом в СССР, получившим метро, после Москвы и Санкт-Петербурга стал Нижний Новгород. Строительство первой линии длилось 6 лет, и в 1985 подземку торжественно открыли для пассажиров. Сейчас действуют уже 2 линии, количество станций увеличилось до 15.
Новосибирск
Новосибирское метро — единственное российское метро, расположенное в Сибири. Его открыли в 1986 году. В настоящее время транспортная сеть имеет 13 станций и 2 линии общей протяженностью 16 км, включая метромост через Обь.
Самара
Самарское метро было открыто в 1987 году. В данное время оно насчитывает всего 1 линию в 10 станций, ведутся работы по строительству еще одной — «Театральной».
Города России со строящимся метро
Среди всех городов России метро строится сейчас в двух — Челябинске и Красноярске.
Красноярск
Первый кандидат на пополнение списка городов РФ с метро. Схему сети спроектировали еще в 1984, но реализовать до распада СССР не успели. Фактически работы начались в 1995 году, но из-за финансового кризиса превратились в долгострой. Несколько возведенных станций законсервировали до лучших времен — и в 2018 эти времена наконец наступили. Власти города обещают запустить первый состав к 2025 году.
Челябинск
В Челябинске тоже начали строить метро, но к 2021 году передумали и слегка изменили план. Теперь там будет несколько линий скоростного трамвая с подземными участками, как в Волгограде. На данный момент готовы две станции и 3 км путей, включая тоннель под рекой. Открыть транспортную систему тоже обещают к 2025 году.
Города РФ с законсервированным метрополитеном
Не все метрополитены России получили путевку в жизнь. В СССР главным фактором начала строительства считали население более миллиона, а в РФ реализация часто откладывается по финансовым причинам. Некоторые проекты заменили наземным транспортом, а где-то метро пока остается только на бумаге, хоть горожане и не теряют надежды.
Омск
Самый известный долгострой — Омское метро. Он стал мемом, который часто изображается в виде одинокой станции «Библиотека имени Пушкина». На самом деле их 4, между ними есть тоннели и комбинированный с автострадой метромост. За 20 лет строительство несколько раз консервировали, передавали от одной компании другой, но так и не достигли успеха. Единственная готовая станция используется как подземный переход, мост — для проезда автотранспорта, а остальная сеть затоплена. В 2021 году местное руководство заявил о планах по перестройке в трамвайную систему, подобную волгоградской.
Пермь
Построить метро в Перми планировали еще в СССР, но этот проект так и не был реализован. С его функциями частично справляется городская электричка, соединяющая отдаленные районы.
Ростов-на-Дону
За 30 лет о ростовском метро вспоминали 5 раз — но проект так и не начали из-за недостаточного финансирования. В настоящее время планирование в этой области не ведется.
Уфа
Построить метрополитен в Уфе планировали еще в СССР, но планы так и не сбылись. Реализацию постоянно откладывали, а потом и вовсе отменили, сославшись на недостаток средств и сложные геологические особенности — столица республики стоит на известняковых породах, здесь уже не раз случались карстовые провалы. Взамен жителям предложили городскую электричку. Проект получил название «Толпар» в честь персонажа башкирского эпоса — крылатого коня.







